"Компьютерная зависимость" у подростков

25.08.2020

Компьютерная зависимость:

·        Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми

·        Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков

·        Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности

Симптомы.

·        У вашего ребенка куда-то вдруг подевались все друзья. Захаживает один-другой, закрываются у себя в комнате, включают ноутбук и оживленно о чем-то говорят.

·         Ребёнок  перестает интересоваться любыми, когда-то любимыми, занятиями.

·        Ребёнок прогуливает занятия, откладывает «на потом» уроки.

·        Ребёнок  эмоционально рассказывает о своих победах, о самом себе, и вдруг не вытянешь из него ни слова, – зависит от выигрыша или проигрыша у него в игре.

·        Ребёнок  засиживается «за компом» далеко за полночь.

·        Ребёнок  отказывается от питья, еды, потому что «идет схватка», и он не может «подвести друга» и выйти из игры. Когда настаивают,  старается есть перед монитором.

·        Ребёноквсе чаще выпрашивает деньги на апгрейд компьютера.

Кибераддикция(англ. addiction — зависимость, пагубная привычка,кибер - сокр. слова кибернетический) - зависимость от  компьютерных игр

Сетеголизм -  зависимость от  Интернета

В 2012 году термин «Кибернетическаялудомания» официально введён в мировую медицинскую практику.

Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа «стратегии», и игры, направленные на уничтожение детей через суицид, которые в настоящее время получили очень большое распространение.

Выглядят они следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.

3. Руководительские игры.

II. Не ролевые компьютерные игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

4. Традиционно азартные игры.

Далее приведены некоторые пояснения к предложенной классификации.

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность -наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если, в случае с последними, человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне, внешние проявления более умеренны, однако, неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности в доминировании и власти.

 

II. Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все неролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом -- компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Самые опасные игры!!!
(по данным «TheYouthCareFoundation», Швеция)

1.     WorldOf Warcraft (11,5 миллиона пользователей )

2.     Grand Theft Auto 4

3.     Manhunt 1-2

4.      Postal 1-2

5.      DOOM 3

6.     серия Mortal Kombat

7.      Lineage 2

8.      Resident Evil 4

9.      CondemnedХочу такой сайт

10.                        Clive Barker’s Jericho

11.                       Синий кит

12.                        Я в игре

13.                        Беги или умри.

 

Причины появления компьютерной зависимости:

·        отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

·        неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

·        отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

·        общая неудачливость ребёнка.

Профилактика компьютерной зависимости:

·        создание теплых отношений с собственным ребенком;

·        совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;

·        ограничение времени проведения перед компьютером;

·        увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Памятка:

Что делать, чтобы ребенок не стал зависим от компьютера?

1.      Познакомьте его с временными нормами (от 14 до 17 лет — 1,5 - 2 часа в день).

  1. Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
  2. Приобщайте к домашним обязанностям.
  3. Культивируйте семейное чтение.
  4. Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  5. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
  6. Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
  7. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  8. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  9. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
  10. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
  11. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
  12. Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  13. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
  14. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

Как ограничить время ребенка за компьютером.

  1. Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
  2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
  3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
  4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
  5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
  6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
  7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.

Как заботится компьютер о здоровье человека

Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребе­нок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлека­ется, что не замечает стремительно уходящего времени. А резуль­тат - переутомление.

Существуют специальные компьютерные программы, которые заботятся о здоровье человека.

Программа Eyes Guard и  Computer and Vision

Программу можно установить таким образом, чтобы через каждые 20 минут работа компьютера блокировалась на пять минут. Таким образом, обижайтесь - не обижайтесь на компьютер, но независимо от желания придется делать пятиминутный перерыв в своей работе. Работа программы (блокировка и разблокировка) не несет никаких отрицательных последствий для компьютера, опе­рационной системы и всех установленных на нем приложений.

Программа Break Tame и Safe-Computer

Возможности программы позволяют вести посто­янное наблюдение за утомляемостью человека, работающего за компьютером, и показывать время работы (как с начала дня, так и продолжительность последнего сеанса работы). Принцип работы приложения программы заключается в анализе продолжительности работы и степени активности клавиатуры и мыши. На основании этого формируется вывод утомляемости пользователя.

Программа Eyes Keeper

Программа относится к программам-тренажерам для глаз, которые решают задачу снятия зрительного напряжения путем выполнения специальных упражнений и включает в себя комплекс из восьми упражнений для глаз. Характерной особен­ностью программы является то, что порядок выполнения каждого упражнения демонстрируется наглядно, с помощью анимированного изображения.

Успокаивающие заставки

Успокаивающие заставки рекомендуется использовать в конце занятия, перед тем как выключить компьютер. Непродолжительный просмотр успокаивающей заставки благотворно влияет на зритель­ные органы и нервную систему.

Заставка Aqua Real

Существует несколько экранных заставок, имитирующих дви­жение рыбок в аквариуме.

Можно выбрать не только какие рыбки будут плавать в вашем аквариуме монитора, но и сколько рыбок (не более 15 штук).

Заставка Водопад

Эта заставка представляет собой изображение лесного водопада. Она действительно относится к самым красивым заставкам. Процесс демонстрации заставки сопровождается приятной расслабляющей музыкой.

Заставка Winter Fantasy

Заставка - «зимняя фантазия». После запуска заставки на экране отобразится постоянно изменяющийся зимний пейзаж, сопровождающийся приятной расслабляющей музыкой.

Программа «Говорилка»

Чтобы не навредить здоровью своих глаз, самое верное - это совсем не подходить к экрану монитора. Программа «Говорилка» специально предназначена для звукового воспроизведения докумен­тов на русском, английском, немецком, украинском и белорусском языках. Можно индивидуально выбрать подходящий вариант голо­са: женский английский, мужской английский, женский русский или мужской русский.

Программа «Говорушка»

Программа «Говорушка», которая может прочесть необходимые документы, предоставив отдых вашим глазам.

Программы голосового управления компьютером («Горыныч», «Диктант», «Диктограф»)

Суть этих программ, предназначенных для голосового управле­ния компьютером, заключается в том, что для выполнения опреде­ленных действий достаточно отдать компьютеру команду голосом, а не с помощью мыши или клавиатур.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.08.2020

Дата обновления: 25.08.2020

Дата публикации: 25.08.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».