31.05.2021
Проблема грамотного письма
всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только
учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - по-мочь родителям,
имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме
часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей
их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и
интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга,
отвечающих за двига-тельные функции рук, речевое внимание,
зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно
по характеру ошибок:
• отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
• не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
• зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую
сторо-ну;
• повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
• замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
• ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
• пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо
магазин);
• забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
• нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое
ко-лебание почерка (от мелкого к крупному).
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия –
частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед,
знающий ос-новы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика,
когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.
Вот некоторые советы родителям:
• обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя
обратиться к логопеду или нейропсихологу;
• помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуа-цию;
• не торопите неуспешного ребенка;
• постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз
похвалите за то старание;
• сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
• знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их
вы-полнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
• проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
• радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
• выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной
терри-торией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений,
научите ребенка искать их в книгах;
• играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите
для них специальную тетрадь;
• обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения;
• попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
• вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для
пол-ноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на
улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
• верьте в успех вашего ребенка;
• не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.
«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без
чте-ния не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них бывает прав.
Просмотров всего: , сегодня: