12.02.2022
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» при поддержке министерства образования Красноярского края организует «Горячую линию» по вопросам ФГОС.
Горячая линия организуется для специалистов муниципального уровня и управленцев школьного уровня, а также, родителей и других заинтересованных представителей общественности.
Вопросы можно задавать в специальном разделе «Горячая линия» сайта «Виртуальный ресурс ФГОС Красноярского края».
Вебинар по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО состоится 16 февраля 2022 года в 15.00, на котором будут рассмотрены актуальные вопросы, поступившие на горячую линию в феврале 2022 года по направлениям:
• Презентация региональной дорожной карты сопровождения введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;
• Особенности реализации программы по математике в контексте обновленных ФГОС.
Ссылка на подключение Zoom: https://clck.ru/atxdR
Дополнительная ссылка на Youtube- трансляцию: https://youtu.be/SaBUyljZyhE
Ссылка на регистрацию: https://clck.ru/Z7CcA
Ответы на рассмотренные вопросы будут размещаться на сайте «Виртуальный ресурс ФГОС Красноярского края» в разделе «Горячая линия» – «Ответы на вопросы».
11.02.2022
Как
было |
Как
стало |
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность
содержания программ НОО, ООО |
|
Требований
к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность
программ, не было |
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что
школа может формировать программы разного уровня и направленности
с учетом образовательных потребностей и способностей школьников.
Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность
содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО
можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа вправе разработать и реализовать программы
углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать
и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии
с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС
НОО, п. 5 ФГОС ООО) |
Требования к результатам освоения программы |
|
Требований
было меньше |
Требования
к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем
видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также
добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры
и светской этики. На уровне ООО установили требования
к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС
НОО, п. 8 ФГОС ООО) |
Требования к пояснительной записке |
|
Содержание
пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Теперь содержание
пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно
указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы
к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать
механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне
ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно
описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных
учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО) |
Требования к рабочим программам |
|
Не было
требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом
рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ
с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов
и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам
проведения внеурочных занятий |
Рабочие программы
учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом
рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать,
что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные
ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет
отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности.
Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно
нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС
НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) |
Содержание календарного плана воспитательной работы |
|
Ранее
календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных
государственных образовательных стандартах |
Указали, что
в план нужно включать не только те мероприятия, которые
организует и проводит школа, но и те, в которых она
просто участвует (п. 32 ФГОС
НОО, п. 33 ФГОС ООО) |
Перечень обязательных предметных областей, учебных
предметов и учебных модулей |
|
Деление
предметов и курсов по предметным областям было другим |
В предметной
области «Математика и информатика» появился учебный предмет
«Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»
и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной
области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История»
включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики»
входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской,
иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике.
Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится
оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС
НОО, п. 33.1 ФГОС ООО).
Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон
самостоятельно |
Изучение родного и второго иностранного языка
на уровне ООО |
|
Включали
в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов |
Теперь изучение
родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть
условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если
ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет
их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем часов аудиторной нагрузки |
|
ФГОС
НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум |
ФГОС
НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) |
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО |
|
1350
часов |
1320
часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
Требования к структуре содержательного раздела
ООП |
|
Раздел включал:
программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД
на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов,
а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу
воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной
работы |
На уровне НОО
убрали программу коррекционной работы и программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО).
На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу
формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если
в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы
учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО) |
Особенности обучения детей с ОВЗ |
|
Применяли ФГОС
НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о |
ФГОС НОО для детей
с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО
необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО).
Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих
можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ
вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить
срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих
учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной
программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных
часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Использование электронных средств обучения,
дистанционных технологий |
|
Настолько
подробных норм не было |
Зафиксировали право
школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное
обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС
НОО, п. 19 ФГОС ООО).
Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий,
их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем
ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так
и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС
НОО, п. 35.4 ФГОС ООО) |
Деление учеников на группы |
|
Прямого
регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы |
Зафиксировали, что
образовательную деятельность можно организовать при помощи деления
на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному:
с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов,
целей (п. 20 ФГОС
НОО, п. 20 ФГОС ООО) |
Требования к программе формирования
универсальных учебных действий |
|
Требований
и норм было больше |
Для ООО прописали,
что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки
в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) |
Рабочая программа воспитания |
|
Рабочая программа
воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя
обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше
требований |
Требования
к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали,
что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать
модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для
ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной.
Но для этого уровня образования добавили обязательные требования
к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность
образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников,
учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО) |
Информационно-образовательная среда |
|
Для
учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ
к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов |
Зафиксировали,
что доступ к информационно-образовательной среде должен быть
у каждого ученика и родителя или законного представителя
в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС
НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
Оснащение кабинетов |
|
Были общие
требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть
лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий
музыкой |
Новые
ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов
по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты
естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального
лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО) |
Обеспечение учебниками |
|
Школа
обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром
учебников – в печатном или электронном виде |
Школа
обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника
в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС
НОО, п. 37.3 ФГОС ООО) |
Психолого-педагогические условия |
|
Требований
было меньше |
В новых ФГОС
акцентировали внимание на социально-психологической адаптации
к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует
проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений (п. 37 ФГОС
НОО, п. 38 ФГОС ООО) |
Повышение квалификации |
|
Во ФГОС было
требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию
минимум раз в три года |
Исключили
норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже,
чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему
закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное
образование раз в три года и обязан систематически повышать
квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это
делать (п. 38.2 ФГОС
НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) |
Частные школы |
|
Частные
школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива
региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже,
чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные
школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали
из бюджета |
Частные
и государственные школы, которые реализуют государственные программы,
теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС
НОО, п. 40.5 ФГОС ОО |