Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся

1





проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим
работником с целью возможного совершенствования
образовательного
процесса;
2.2. Текущий контроль осуществляется учителем, реализующим соответствующую
часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются учителем с учетом
рабочей программы.
2.4. В зависимости от особенностей предмета проверки (оценки), предполагаемого
способа выполнения работы и представления ее результатов рабочие программы учебных
предметов могут предусматривать устные, письменные и практические формы контроля.
К устным формам контроля относятся: выступления с докладами (сообщениями) по
определенной учителем или самостоятельно выбранной теме; выразительное чтение (в
том числе наизусть) или пересказ текстов; произнесение самостоятельно сочиненных
речей, решение математических и иных задач в уме; комментирование (анализ) ситуаций;
разыгрывание сцен (диалогов) с другими участниками образовательного процесса;
исполнение вокальных произведений; другие работы, выполняемые устно.
К письменным формам контроля относятся: письменное выполнение упражнений,
решение задач (заданий в тестовой форме), написание диктанта (изложения, сочинения,
эссе), выполнение самостоятельной (проверочной, проектной, творческой) работы,
подготовка реферата и другие письменные формы контроля.
К практическим формам контроля относятся: проведение наблюдений; постановка
лабораторных опытов (экспериментов); изготовление макетов (действующих моделей и
т.д.); выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре.
2.5.
Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года,
определяется рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых
образовательных (предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей
основной общеобразовательной программы.
2.6. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами
учебных предметов, является обязательным для всех обучающихся.
2.7. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется на основе следующей
шкалы текущих отметок успеваемости: 5 баллов - «отлично»; 4 балла - «хорошо»; 3 балла
- «удовлетворительно»; 2 балла -«неудовлетворительно».
2.8.Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение
учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде
отметок.
2.9. Результаты текущего контроля фиксируются в документах: классных журналах и
дневниках обучающихся.
2.10. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются учителем в соответствии с образовательной программой, и
могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную
корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося.
2.11. Четвертная (полугодовая) отметка успеваемости обучающегося по учебному
предмету определяется как среднее арифметическое отметок, полученных в течение
указанного периода.
2.12.Четвертные (полугодовые) отметки обучающихся по индивидуальным учебным
2
планам, определяются только по предметам, включенным в этот план.

2.13. При выставлении четвертной (полугодовой отметки) учитываются отметки,
полученные обучающимися в этот период времени в санаторных, реабилитационных
учреждениях на основании представленных справок.
2.14. Решение об аттестации обучающихся, пропустивших по независящим от них
обстоятельств 2/3 учебного времени,
принимается в индивидуальном порядке
директором школы на основании заявления родителей (законных представителей)
несовершеннолетних по согласованию с ними.
2.15. Текущий контроль успеваемости обучающихся четвертых классов по любому из
модулей основ религиозных культур и светской этики осуществляется без фиксации
достижений обучающихся в виде отметок.
III. Промежуточная аттестация обучающихся
3.1. Под промежуточной аттестацией обучающихся понимается совокупность
мероприятий по установлению соответствия индивидуальных образовательных
достижений
обучающихся
планируемым
результатам
освоения
основной
общеобразовательной программы начального общего, основного общего или среднего
общего образования на момент окончания учебного года с целью обоснования форм и
условий
продолжения
освоения
обучающимися
соответствующей
основной
общеобразовательной программы в Школе.
3.2. Основной формой промежуточной аттестации является выведение среднего
арифметического балла по итогам четвертей (полугодий).
3.3. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся возможно использование
иных форм:
 собеседование;
 работа в тестовой форме;
 защита рефератов;
 проектные работы, творческие работы;
 диктант, сочинение;
 тематические обобщающие опросы;
 письменные проверочные и контрольные работы и т. д.
3.4. Материалы для промежуточной аттестации в формах, предусмотренным п.3.3
готовятся методическими объединениями Школы и сдаются директору школы в срок до
10 мая.
3.5. Промежуточная аттестация в формах, предусмотренных п.3.3., проводится без
прекращения образовательного процесса в сроки с 15 по 25 мая.
3.6. Обучающиеся, заболевшие в период аттестации, могут быть освобождены на
основании справки из лечебного учреждения от части или всех видов аттестации, или
сроки аттестации им могут быть изменены. Решение по этому вопросу принимает
администрация школы.
3.7. При выведении годовой отметки успеваемости по предмету учитываются результаты
промежуточной аттестации, проведенной в формах, предусмотренных п. 3.3 настоящего
положения.
3.8. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является
основанием для перевода в следующий класс. Решение о переводе принимаются
педагогическим советом Школы.
3.9. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
3причин признаются академической задолженность.

3.10. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся условно в
следующий класс.
3.11. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.12. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.13. Обучающийся, имеющий академическую задолженность вправе пройти
промежуточную аттестацию не более двух раз в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. Дата (время) проведения промежуточной
аттестации определяются приказом директора Школы.
IV. Порядок ликвидации академической задолженности
4.1. Для обучающихся, имеющих академическую задолженность проводится
промежуточная аттестация по соответствующему предмету, курсу, дисциплине (модулю)
в сентябре нового учебного года.
4.2. При отсутствии положительного результата назначается
дата прохождения
аттестации в период с сентября по октябрь текущего учебного года.
4.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия
численностью не менее трех человек, формируемая приказом директора Школы из числа
педагогических работников Школы. Председателем аттестационной комиссии является
директор Школы или его заместитель.
4.4.
Материалы для проведения промежуточной аттестации разрабатываются на ШМО
учителей соответствующего профиля.
4.5. Результаты промежуточной аттестации оформляются соответствующими
протоколами аттестационных комиссий.
4.6. Обучающиеся, не ликвидировавшие академической задолженности в установленные
сроки, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану.
4.7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
образование в образовательной организации.

4

Приложение1
Критерии выставления отметок
1. Общая характеристика оценочной шкалы
Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ
выставляются по следующей шкале:
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 уверенное знание и понимание учебного материала;
 умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи;
 умение применять полученные знания в новой ситуации;
 отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала
(самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя);
 соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 знание основного учебного материала;
 умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
 недочѐты при воспроизведении изученного материала;
 соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 знание учебного материала на уровне минимальных требований;
 умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в
измененной формулировке;
 наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала;
 несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований,
фрагментарные представления об изученном материале;
 отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на стандартные вопросы;
 наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
 несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
2. Критерии выставления отметок за устные работы
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
 последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный
материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии;

показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
5
закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты
проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;

уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не
встречавшихся задач;

излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя;

рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу;

допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
 показывает знание всего изученного учебного материала;

дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной
логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании
терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при
помощи учителя;

анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных
наблюдений и опытов с помощью учителя;

соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:

демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет
пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;

применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных
ситуаций по образцу;

допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов
проведенных наблюдений и опытов;

дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее
прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;

использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:

не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных
вопросов;

не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач
по образцу;

допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже
при помощи учителя.


3. Критерии выставления отметок за письменные работы
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок
и недочетов, либо допустил не более одного недочета.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью,
но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух
6
недочетов.

Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся выполнил не
менее половины работы, допустив при этом:

не более двух грубых ошибок;

либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;

либо три негрубые ошибки;

либо одну негрубую ошибку и три недочета;

либо четыре-пять недочетов.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:

выполнил менее половины работы;

либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для
отметки «удовлетворительно».
За оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить обучающемуся отметку на
один балл.
4. Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:

самостоятельно определил цель работы;

самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с
безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;

получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для
обучающихся IX-XI классов);

грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из
результатов опыта (наблюдения);

экономно использовал расходные материалы;

обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
• самостоятельно определил цель работы;

самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и
общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;

выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке
«отлично».
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:

самостоятельно определил цель работы;

выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;

выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил
личной и общественной безопасности;
• выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке
«отлично».
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:

не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование
самостоятельно;

выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение
правил безопасности.
5. Отметка за работу в тестовой форме
Отметка «5» («отлично») выставляется, если выполнено 80% -100% работы.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если выполнено 60%-79% работы.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если выполнено 40-59% работы.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если выполнено менее 40%
7
работы.
6.Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий),
обусловленные:
• незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц
измерения величин;

незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;

неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе
выполнения работы;

некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными
посылками и выводимых из них заключением);

нарушением правил безопасности при выполнении работ;

небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход
из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий),
обусловленные:

невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в
вычислениях);

недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;

нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с
определением цены деления шкалы;

некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям),
получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;

нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических
норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).
Недочетами при выполнении работ считаются:
несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита
времени, отведенного на ее выполнение);
 непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
 описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);
 нарушение установленных правил оформления работ;
 использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения
вычислений, преобразований и т.д.;
 небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
 использование необщепринятых условных обозначений, символов;
 отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации;
7. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Данные призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии
оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка
(критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового
оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые
нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов
контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка
проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и
пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

8

7.1 Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,

9

логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его
умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1)
полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3)
языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает
материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые
являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока
не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка с Го
умения применять знания на практике.
7.2. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по
содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса —
100—1 10, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса— 120—150, для IX-ХI класса
— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества
слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25 — 30, для
VIII класса — 30—35, для IX-ХI класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме,
должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые
диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся,
как правило, по всем изученным темам.

10

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые
в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3
случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они
должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых
орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных
орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4
пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII
классе — 24 различных орфограммы и 10 пунктограмм, в IX-ХI классе — 24
различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не
более 7 слов, в VIII — IX-ХI классах — не более 10 различных слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых
ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется
объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
 в переносе слов;
 на правила, которые не включены в школьную программу;
 на еще не изученные правила;
 в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапо- тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо
дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
 в исключениях из правил;
 в написании большой буквы в составных собственных наи-ч
менованиях;
 в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание
которых не регулируется правилами;
 в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными
и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
 в написании ы и и после приставок;
 в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
 в собственных именах нерусского происхождения;
 в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен
другой;
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

11

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово
или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все
они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1
негрубой орфографической и (или) 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4
пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса
5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы. ,
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил 95% заданий верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ (75%) заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
(50%) заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за
диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 —2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
7.3 Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V— IX-ХII классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в
VI классе — 150—200 слов, в VII классе — 200—250слов , в VIII классе — 250 — 350
слов, в IX-ХI классе — 350 — 450 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — до
100 слов, в VI классе — до 150 слов, в VII классе — до 150 слов, в VIII классе — до
200 слов, в IX классе — до 250 слов, в Х –Хiклассах – до 350 слов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так
как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от
стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их
общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются
оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Допускается оценивание сочинения или изложения по Русскому языку и литературе
одной отметкой, если оценивание происходит согласно критериям оценки сочинений
в формате OГЭ и ЕГЭ.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
 разнообразие словаря и грамматического строя речи;
 стилевое единство и выразительность речи; число речевых
недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических.

12

7.4. Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности
учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность,
каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но
исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием

описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или
близкого вида.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».