Учебный план для обучающихся с ТНР

Утверждено
Директор школы
Нарутго В. С.
Приказ Ш 1-91 от 31.08.2023г

Учебный план
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Большемуртинская средняя общеобразовательная школа №2»
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные п р е д м е т ь к ^ ^
Курсы

Классы

Количество часов в
неделю
2

4

всего

Формы
промежуточной
аттестации

Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Технология
Физическая культура
Итого

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика

5
4
2

5
3
2

10
8
2

ГО
ГО
ГО

4

4

8

ГО

Окружающий мир

2

2

4

ГО

1

1

ГО

1

1

2

ГО

1
1
2
22

1
1
2
23

2
2
4
42

ГО
ГО
ГО

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

1
23

1
23

2
46

2
1
3

2
1
3

0

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Родной язык (русский)
Родная литература
(русская)
итого
Максимально-допустимая недельная нагрузка

Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Развитие речи
итого

ГО
ГО

Годовой учебный план
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Болынемуртинская средняя общеобразовательная школа №2»
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Учебные п р е д м е т ь к ^ ^
курсы

Количество часов в
неделю
2
4
всего

Классы

Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Технология
Физическая культура
Итого

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика

170
136
68

170
136
68

170
272
136

132

132

272

Окружающий мир

68

68

136

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

34

34

68

34

34

68

34
34
68

34
34
68
748

68
68
136
1496

17
17

17
17

34
34

34
782

34
782

68
1564

68
134
204

68
134
204

136
268

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Родной язык (русский)
Родная литература
(русская)
итого
Максимально-допустимая недельная нагрузка

Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Развитие речи
итого

408

Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.)
на 2023-2024 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант
5.1. (далее - АООП НОО ТНР 5.1.) (далее учебный план) - документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации
АООП НОО ТНР 5.1 и обеспечивает реализацию требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ).
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те
же сроки обучения
. Нормативно-правовая основа учебного плана:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06.10.2009
зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, per. № 17785) (с последующими
изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 04.02.2011, per. №
19707);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014. № 1598);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрировано
Министерством юстиции РФ 03.03.2011, per. № 19993) (с последующими изменениями);
- СанПиН 2.4.2.3.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Главного
государственного санитарного врача России от 10.07.2015. № 26);

-Примерная адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 08.04.2015 г.);
-Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ
«Болынемуртинская СОШ №2», утвержденная приказом № 17 от 08.06.2015 г.;
-Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ
«Болынемуртинская СОШ №2», утвержденная приказом № 97 от 21.04.2022 г.;
-Устав
муниципального
казенного
общеобразовательного
учреждения
«Болынемуртинская средняя общеобразовательная школа №2», утвержденного
постановлением администрации Болыпемуртинского района № 863 от 20.11.2015.;
-Календарный учебный график МКОУ «Болынемуртинская СОШ №2» на 2023 - 2024 уч.
год, утвержденный приказом № 190 от 31.08.2023 г.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на
уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов и учебное время, отводимое на изучение по классам (годам) обучения,
отражает содержание образования. При составлении учебного плана учтено мнение
участников образовательных отношений: учителей, учащихся, родителей. Во 2а, 26
классах в основе обучения лежит УМК «Школа России».
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса. При проведении
учебных занятий по «Иностранному языку» не предусмотрено деление классов на две
группы.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его
содержание введены развивающие модули и разделы социальногуманитарной
направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Промежуточная аттестация
Освоение образовательных программ сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимых в формах, определенных учебным планом, и в порядке
установленном образовательной организацией.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы АООП
НОО ТНР 5.1 соответствуют ФГОС НОО и ООП НОО МКОУ «Блынемуртинская СОШ
№ 2»

Общие характеристики учебных предметов.
Русский язык и литературное чтение. Предметная область включает два
учебных предмета: Русский язык и Литературное чтение. Изучение Русского языка
начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения
русскому языку - формирование первоначальных представлений о системе языка,
развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства
общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
Основная цель изучения Литературного чтения - формирование читательской
деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для
саморазвития
Родной язык и литературное чтение на родном языке. Предметная область
включает два учебных предмета: Родной язык и Литературное чтение на родном языке.
Основные задачи данных предметов - это формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии язьпсового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Иностранный язык. Изучение Иностранного языка призвано сформировать
представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык
дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление
познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие
коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех её сторон: аудирования,
диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на
страноведческом материале.
Математика и информатика. Предметная область реализуется учебным
предметом Математика. Изучение этого курса способствует формированию начальных
представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира,
выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников
развивается логическое и символическое мышление, математическая речь,
пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные
учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных
(сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).
Естествознание и обществознание. Предметная область реализуется с помощью
учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию
обучающимися целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников
системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным
событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного
поведения с учётом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего
мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как
накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в
практических и жизненных ситуациях (общественнополезный труд; труд в условиях
семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе
поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для
младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает
сформированность универсальных учебных действий разного вида (познавательных,
коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).

Основы религиозных культур и светской этики. Предметная область
реализуется с помощью учебного предмета Основы религиозных культур и светской
этики. Цель её изучения - формирование представлений о многообразии культур народов,
живущих в России, вкладе каждой этнокультуры (в том числе и религиозном) в общую
культуру России; воспитание духовности младшего школьника: толерантности,
взаимоуважения, способности к нравственному развитию, интереса к истории и культуре
родной страны.
Искусство. Предметная область включает два учебных предмета: Изобразительное
искусство и Музыка. Изучение данных учебных предметов способствует развитию
художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального,
эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая
культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др.
понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в
творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными
учебными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и
музыкальной деятельности, в процессе изучения этих учебных предметов формируются
метапредметные универсальные учебные действия, среди которых особое место занимают
сравнение и анализ, классификация и оценка.
Технология. Предметная область представлена учебным предметом Технология.
Основная цель его изучения - формирование опыта практической деятельности по
преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают
первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные
действия - планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется
художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил
его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационно­
коммуникативных технологий.
Физическая культура. Предметная область реализуется предметом Физическая
культура. Основная цель его изучения - укрепление здоровья, формирование осознанного
отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения
саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки
здорового и безопасного образа жизни.
Обязательным
элементом
структуры
учебного
плана
является
«Коррекционно-развивающая область», поддерживающим процесс освоения АООП
НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
ПМПК.
Коррекционно-развивающая
область
реализуется
через
содержание
коррекционных курсов: логопедические занятия, психокоррекционные занятия, развитие
речи, занятия по восполнению индивидуальных пробелов в знаниях. Содержание
коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Режим образовательного процесса Учебный план обеспечивает выполнение
санитарноэпидемиологических требований к условиям организации обучения.
Образовательный процесс на первом уровне общего образования осуществляется в 1
смену в условиях 5-дневной учебной недели. Продолжительность учебного года во 2-х
классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не

менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Недельная нагрузка не
превышает максимально допустимой 2-е - классы - 23 часа при пятидневной учебной
неделе с продолжительностью урока 45 минут. Обучение во всех классах осуществляется
в первую смену. Начало занятий - в 8.30.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».