Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта (8 класс)

Пояснительная записка
к учебному плану МКОУ «Большемуртинская СОШ №2»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для обучения на дому и в классе
(умеренной степенью умственной отсталости и тяжелой)
на 2023-2024 учебный год
Учебный план – нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов
и объем учебного времени, отводимого на реализацию адаптированной образовательной
программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Учебный план разработан на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28;
 Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28;
 Письмо МО РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150/06 «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
 Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц
с ограниченными возможностями здоровья, разработанные специалистами ГБОУ НСО
ОЦДК (инф. письмо Минобрнауки НСО № 6032-03/25 от 18.12.2014г);
 Устав МКОУ «Большемуртинская СОШ №2», утвержденный постановлением
администрации Большемуртинского района № 863 от 20.11.2015;
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(Приказ 1025 от 24.11.2022г);
 Календарный учебный график МКОУ «Большемуртинская СОШ №2» на 2023 – 2024 уч.
год, утвержденный приказом №190от 31.08. 2022 г.
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по
годам обучения.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)
может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная
программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП,
включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и
коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и
особенностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не
может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее

образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по
АООП происходит в течение 13 лет. Общее образования может происходить как в классах с 1
дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах
(группах). Основанием для переводаобучающегося из класса в класс является его возраст.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная
организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями
развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, не более 40% от общего объема АООП.
В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части,
формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными
образовательными возможностями обучающегося.
I – обязательная часть, включает:
-шесть предметных областей, представленных десятью учебными предметами;
-коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает:
-коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
-внеурочные мероприятия.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей
Предметная область: Язык и речевая практика.Основные задачи реализации содержания:
Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими
речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие). Овладение
умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или
слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Предметная область: Математика. Основные задачи реализации содержания:
Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку
пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
Предметная область "Окружающий мир". Основные задачи реализации содержания:
Окружающий природный мир.

Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года
и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и
растительном мире, их значении в жизни человека.
Человек.
Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. Умение
решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать
образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о
своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводство.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в ходе приготовления
пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного
поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение
первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного
опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об
обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область: Искусство.
Основные задачи реализации содержания:
Музыка и движение.
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального
искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное
и практическое обогащение опыта в ходе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в
совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного
искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в
практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной
и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в ходе
изобразительной деятельности.
Предметная область: Технология. Основные задачи реализации содержания:
Профильный труд.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение
умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для
социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта и установки на
активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область: Физическая культура.Основные задачи реализации содержания:
Адаптивная физическая культура.
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с
использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением,

собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование
двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение
доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на
лыжах, спортивныеи подвижные игры, туризм и других.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года в 8-9 классах – 34 недели.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими,
психокоррекционными и коррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также
групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю
указывается на одного обучающегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся
в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
При организации образовательной деятельности по индивидуальному учебному плану
для обучения на дому норматив учебной нагрузки обучающихся в неделю составляет: 1, 11-4
классы – не менее 8 часов, коррекционно-развивающих занятий не менее 2 часов; 5-12классы
– не менее 10 часов; коррекционно-развивающих занятий не менее 2 часов.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в конце учебного года с 14 апреля
по 23 мая по всем предметам учебного плана и представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года
(зачёт/незачёт). Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов,
осуществляющих образовательную деятельность и развитие ребенка. К аттестации
обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем
членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется
развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития
его жизненных компетенций.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно – оценочных
процедур. В этом случае могут исследоваться разные технологии, в т.ч и технология
«Портфолио» и информация о занятости обучающихся во внеурочной деятельности,
мониторинг воспитанности обучающихся (1 раз в год).
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана организация,
реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором
определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием
объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются
разнообразием образовательных особенностей, индивидуальных возможностей и
особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее
тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной
направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём
учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные
особенности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана

АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается
количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут
находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Образовательная деятельность по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы обчающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных,
групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут. В учебном плане устанавливается
количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся),
класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и
формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов
практического содержания увеличиваются.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индиви- дуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обу-чающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической
комиссии/консилиума
и
индивидуальной
программы
реабилитации
инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического
состояния ребенка до 25 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на
расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и
взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию
АООП.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом ин- дивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в
том числе включающего в себя подготовку учащегося для инди- видуальной трудовой
деятельности.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным особенностям обучающихся
Особые образовательные особенности обучающихся вызывают необходимость специального
подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять
образовательную деятельность по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык
и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных

средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникацииявляются:
 специально подобранные предметы,
графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков,
пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
-алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для
«глобального чтения»),
-электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные
коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим
программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития
вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится
доступной.
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование
разнообразного дидактического материала:
 предметов различной формы, величины, цвета,
 изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
 оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку
различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
 программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого
выполняются упражнения по формированию доступных математических
представлений,
 калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практике
взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с
использованием традиционных дидактических средств, с применением видео,
проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению
опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт
обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств
обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные
в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на
прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного
предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в
рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих
представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся, например, сенсорных
средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих
положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в
образовательной организации имелся набор материалов и оборудования, позволяющий
обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности.
Учебный предмет «Человек» предполагает использование
широкого спектра
демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с
социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут
использоваться как в печатном виде (книги, фото альбомы), так и в электронном
(воспроизведение записи с носителя электронной информации). Для освоения социальных
ролей и общепринятых правил в образовательной деятельности используются различные
ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь
игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей:
мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т.д.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования
обучающихся в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной
деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных

и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих
ребенку овладевать отдельными операциями в ходе совместных со взрослым действий.
Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага,
краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в
доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.)
необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
Занятия музыкой и театром важно обеспечить доступными музыкальными
инструментами (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, оснастить актовый
зал воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Предметная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся
возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус
значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно
предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для
обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные
велосипеды, ортопедические приспособления и др.
С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках
предметной области «Технологии» начинается с формирования у детей элементарных
действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по
свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. По мере
накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий
постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные
характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разрядтрудовых операций.
Образовательной организации для осуществления трудового обучения обучающихся
требуются:
 сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);
 заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
 материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения,
почвенные смеси и др.) и ухода за животными;
 инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для
трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной
деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепит,
гостиничный сервис и др.);
 наглядный учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой
подготовки в образовательной организации.
Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим
процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых
действий и получения качественного продукта. Для этого с учетом индивидуальных
возможностей обучающихся создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда
графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений
образовательной организации необходимо иметь оборудование и программное обеспечение.
Организация промежуточной аттестации
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в конце учебного года с 14 апреля по
23 мая по всем предметам учебного плана и представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года
(зачёт/незачёт). Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов,
осуществляющих образовательную деятельность и развитие ребенка. К аттестации
обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка,
динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной
и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень

жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности
ребёнка, оценивается


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».